Примечание: первоначально эта статья была опубликована 14 июля 2017 года на американском ресурсе UploadVR. Сегодня публикуется перевод статьи с учетом недавних новостей, касающихся распродажи гарнитур Oculus, а также последних обновлений в дискуссионной теме по поводу цены HTC VIVE в рубрике Community Download. В день публикации статьи на 1VR и полного солнечного затмения, HTC официально понизил стоимость на HTC VIVE. Цена комплекта HTC VIVE на якорном рынке составляет теперь $600 (~36 000 рублей без учета налогов, пошлин и доставки).
После того как в начале этой недели Facebook заявили о сумасшедшем снижении цен на их VR-гарнитуру виртуальной реальности Oculus Rift, у многих появился закономерный вопрос относительно нового ценника Rift в размере 400 долларов (~24 000 руб.).
Возможно ли, что Oculus готовит выход второго поколения продукции и просто желает очистить склады от старой продукции? Или дела идут настолько плохо, что Facebook снижает цены в последней отчаянной попытке остаться на рынке виртуальной реальности? Можно также предположить, что Facebook просто ощущает серьезное давление в связи с недавним судебным решением о выплате 500 миллионов долларов компании ZeniMax, в связи с чем региональный президент Vive в Китае Alvin Wang Graylin даже написал в своем Twitter в ответ на версию “снижение цены всегда было в планах”:
Or could it be that a zenimax injunction is coming… 🤔
— Alvin Wang Graylin (@AGraylin) July 12, 2017
«Или это означает, что в связи с zenimax возможен судебный запрет…»
Я не думаю, что здесь есть какие-либо иные причины, кроме агрессивной политики компании на рынке и желания компании исполнить обещания первоначальных членов команды Oculus максимально снизить цены на свою VR-гарнитуру. Мы слышали, что Oculus уже работает над созданием недорогой автономной модели, однако мы также слышали, что в этом году компания не планирует выпуск какой-либо новой продукции – поэтому вариант с очисткой складских помещений для новых устройств отпадает. Кроме того, в компании подтвердили, что после окончания распродажи комплект Rift и Touch будет стоить 500 долларов (~30 000 руб.).
Еще в 2013 году генеральный директор Oculus Брендан Айриб (Brendan Iribe) признался, что его команда хотела бы раздавать Rift бесплатно:
Мы бы хотели, чтобы в один прекрасный день мы могли раздавать его бесплатно, но как нам максимально приблизиться к этой цели? Очевидно, что вначале мы будем далеки от этого. Сейчас мы ориентируемся на цену в 300 долларов (~18 000 руб.) , но есть все шансы, что при правильном отношении и нужной стратегии цена может стать намного дешевле.
Стоит напомнить, что многие из ранних разработчиков Oculus были большими поклонниками романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». В романе детям будущего предоставляются бесплатные VR-гарнитуры для посещения школы в виртуальном мире, при этом более дорогое оборудование можно приобрести для отдельных конкретных целей, таких как полное погружение тела в виртуальную среду. Вот видео о визите Клайна в Oculus, в нем говорится о том, как некоторые из первых членов команды присоединились к компании после прочтения этой книги:
Поэтому неудивительно, что Rift упал до 400 и 500 долларов. На самом деле странно, что цена не упала раньше. До своего ухода со-основатель компании Палмер Лаки успел услышать немало упреков за свое высказывание о «приблизительной» цене за Rift, которая в итоге остановилась на удивительно высокой отметке $600 (~36 600 руб.), и это без учета контроллеров движения. На этой неделе он выразил своего рода оправдание тем заявлениям:
Rift+Touch is now $399. How about that ballpark? https://t.co/4ZcJbjOfl4
— Palmer Luckey (@PalmerLuckey) July 10, 2017
«Rift+Touch теперь стоят $399. Как насчет такой «приблизительной» цены?»
Справедливости ради следует отметить, что ранние пользователи были еще больше шокированы, когда HTC Vive объявили о цене в 800 долларов (~48 000 руб.), даже при том, что Vive предлагал больше свободы передвижения по комнате в виртуальном пространстве а также контроллеры движения для более качественного геймплея в придачу. В течение большей части прошлого года это различие в цене не давало пользователям понять, какой же шлем виртуальной реальности покупать. Вы могли приобрести Rift с доступом к контенту Steam и Oculus, но получали меньшую свободу передвижения, и у вас не было контроллеров. С другой стороны, вы могли купить Vive с большей свободой действий, но при этом получали доступ лишь к контенту Steam.
К концу 2016 года Oculus наконец-то выпустили собственные контроллеры Touch и усовершенствовали систему трекинга, увеличив количество датчиков до трех, что позволило привести цену в соответствие с предлагаемым качеством. Теперь, в 2017 году, когда вопрос производительности решен, Facebook начинает масштабное наступление по всем фронтам.
В марте компания предложила комплект Touch и Rift за $600. С учетом третьего датчика за 60 долларов Rift стал стоить почти на 100 долларов дешевле, чем Vive при аналогичных возможностях и большем количестве предлагаемого контента. При этом Oculus продолжает финансировать крупные проекты – скоро в продажу выйдет Lone Echo и его многопользовательская версия, и в Oculus намекают на еще несколько крупных проектов, которые скоро увидят свет.
При цене $400 или $500 разница между Rift и Vive становится ощутимой. Для покупателей это выбор между:
- Вариант 1: за $460 по ценам в США (~27 500 руб.) не считая налогов или за $560 (~33 500 руб.) после окончания распродажи вы покупаете Rift CV1 с технологией отслеживания движений, контроллерами и доступом к контенту Steam и Oculus.
- Вариант 2: за $800 (~48 000 руб.) или за $900 (~54 000 руб.) с интегрированной аудио системой (как у любой комплектации Rift CV1) вы покупаете Vive с технологией отслеживания движений и доступом к контенту Steam. Используете хаки для доступа к контенту Oculus.
Единственное преимущество Vive на данный момент
Единственным преимуществом HTC Vive на данный момент является их система отслеживания (room-scale), которая не требует физического подключения к ПК и её размер больше, чем у Rift, даже с их тремя базовыми станциями. Это очень удобно, потому что ужасно – смотреть на протянутый по потолку USB-шнур, соединяющий третий датчик Oculus с гарнитурой Rift. Но стоит ли удовольствие избавиться от этого шнура и сделать комнату более эстетичной целых $350 (~21 000 руб.)? Для некоторых геймеров может быть и стоит, но для большинства рядовых пользователей вопрос цены остается приоритетным.
Менее дорогое оборудование означает, что у людей будет больше денег, которые они смогут потратить на контент, и больше людей в целом сможет прийти на этот рынок», – сказал Джейсон Рубин, глава компании по вопросам VR-контента, в интервью ресурсу UploadVR в ответ на просьбу прокомментировать мартовское снижение цен. “Это 101 для развития вашей экосистемы”.
И это подводит нас к Microsoft. Снижение цены до $400 ставит гарнитуру Rift на одну линию с продукцией Microsoft – к каким-нибудь очередным предстоящим праздникам их шлем Acer и контроллеры движения с аналогичными функциями будут стоить примерно столько же.
Честно говоря, праздники в 2017 году обещают превратиться в битву между Facebook и Microsoft за господство на рынке виртуальной реальности. Что во время этой битвы будет делать Vive – совершенно неясно. В худшем случае ее загонят на узкий сегмент рынка, “заточенного” под VR-аттракционы и нишевые VR-гарнитуры.
Сложное положение HTC Vive
Все (или почти все) обожают HTC Vive и их инновационную систему трекинга от Valve. Эта гарнитура принесла бóльшую свободу и ручное управление самым первым фанатам виртуальной реальности задолго до того, как это сделала Rift, она же породила целое поколение качественного VR-контента.
Тем не менее, сейчас Vive находится в сложном положении, ведь его цена и прочие факторы могут загнать систему на узкоспециализированный сегмент рынка виртуальной реальности или еще куда похуже.
Самое интересная вещь в Vive на данный момент – их экосистема отслеживаемых периферийных устройств, которые компания разрабатывает уже сейчас. Небольшие датчики слежения будут встроены в целый ряд новых аксессуаров, чье расположение в комнате будет определяться с точностью до миллиметра – это позволит привнести в виртуальную среду оружие, камеры и дополнительных игроков.
Но это все пока недоступно пользователям и по-прежнему остаются некоторые вопросы относительно этих периферийных устройств и того, как они впишутся в аппаратную экосистему, разработанную партнером Valve Software.
Все самые важные технологии, на которых работает HTC Vive, принадлежат Valve – компании, стоящей за разработкой SteamVR, сервиса Steam и рядом известнейших игр, включая Dota 2, Team Fortress 2, Half Life 2 и Portal. В конце этого года технология трекинга Valve приблизится ко второму поколению. Это новое поколение по-прежнему будет использовать базовые станции для трекинга гарнитур, контроллеров и аксессуаров, при этом они будут дешевле и лучше текущих аналогов практически во всех отношениях. В новые устройства даже планируется включить технологию, позволяющую им работать в куда более просторных помещениях уровня небольшого склада. Это может позволить базовым станциям взять на себя функции трекингового оборудования, используемого VR-стартапами, работающими на технологии location-based VR, таких как диснеевский VOID.
Пока еще неясно, как и когда HTC планирует поддерживать это недорогое оборудование следующего поколения. Короче говоря, это означает, что будущее HTC Vive в качестве гарнитуры для домашнего использования пока выглядит неопределенным.
Что будет дальше с Vive?
HTC Vive явно нужно значительно опустить цены, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Несмотря на мартовское снижения цен на Rift, Vive по-прежнему остался на уровне $800, хотя во время разовых распродаж цены периодически падали на $50 или $100. Но учитывая новую цену Rift в $500 плюс возможность купить комплект виртуальной реальности за $400 во время летней распродажи, Vive попросту не может оставаться на плаву при ценнике $800 или $900 с системой Audio Strap.
Логично, что Vive должны уже в этом году опустить цены, по крайней мере, до $600 за счет новой технологии базовых станций второго поколения от Valve. В идеале, HTC должны выпустить на рынок Vive Trackers одновременно с множеством собственных потенциально прибыльных VR-аксессуаров.
Но что, если HTC не готовы к обновлению? Очень вероятно, что компании придется работать с базовыми станциями первого поколения дольше, чем ожидалось, поскольку у нее просто нет денег, чтобы еще раз обновить производственную линию. Более того, что если HTC хочет вывести трекеры на рынок, чтобы противопоставить себя Oculus, и желает сделать так, чтобы они были совместимы только с маяками первого поколения? Это может стать катастрофой.
Ключевым вопросом здесь является то, что Valve и HTC – это разные компании с разными целями и внутренней динамикой. HTC собирается получать прибыль от оборудования, в то время как Valve зарабатывает деньги от продажи программного обеспечения. Valve – частная компания с плоской организационной структурой управления, где сотрудники работают над теми проектами, которые интересны лично им, в то время как HTC – публичная акционерная компания, у которой команда разбросана по всему миру. Valve лишь частично инвестирует в VR, в то время как HTC может рассматривать эту область как спасительную благодать.
«Мы настроены оптимистично. Мы считаем, что VR-сектор развивается отлично. Все происходит в соответствии с нашими ожиданиями», – заявил в начале этого года руководитель Valve Гейб Ньюэлл в интервью Polygon. «Мы также не испытываем беспокойства от мысли, что все закончится полным провалом».
Суть в том, что эти принципиально разные компании должны координироваться в плане развития или инноваций, поскольку и технология SteamVR Tracking от Valve, и Vive Trackers от HTC должны двигаться одновременно. Если Valve выпустит базовые станции второго поколения, и они окажутся не совместимыми с Vive Trackers, кто захочет купить такое бесполезное «железо»? Мы обратились к компании HTC, чтобы узнать, будут ли Vive Trackers совместимы с новой технологией SteamVR Tracking 2.0, когда они станут доступны для потребителей.
Независимо от того, что произойдет с технологией трекинга Vive, цены на гарнитуры HTC не смогут упасть значительно, поскольку у компании мало надежд на получение прибыли от программного обеспечения. Между тем, Facebook может продавать Rift в убыток себе в надежде заработать деньги на продаже программного обеспечения и, возможно, в конечном итоге на других услугах. HTC вынуждены держать довольно высокую планку цен на свои гарнитуры, чтобы получать прибыль и оставаться в бизнесе. Valve в этом отношении ничем не поможет, потому что Rift полностью совместим со Steam. Вспоминая вышеприведенную цитату Ньюэлла, Valve вовсе не пострадает, если HTC Vive потерпит неудачу и вылетит с рынка из-за низких цен на Rift.
HTC следует быть более агрессивной.
Понравилась эта статья? Отправь ссылку друзьям!
Подписывайся на наш Facebook, группу в ВК и добавь сайт 1VR.RU в закладки. Спасибо!
Мы всегда рады сотрудничеству, но прямое копирование материалов возможно только при указании кликабельной ссылки 1vr.ru